Добавить ресурс в каталог ресурсов. Добавить новый ресурс

Про историю создания

Монументальная скульптура влекла М.Г.Манизера еще в годы учебы в петербургской Академии искусств. В 1920 году он создал выразительный рельеф "Рабочий". Рельеф прошел по конкурсу в качестве эмблемы постоянной промышленной выставки в Москве. По проектам М.Г.Манизера в 1924 году были установлены отлитые в бронзе памятники В.И.Ленину в Кировограде, Куйбышеве (Самаре), Хабаровске, Пушкине. Он создал проект памятника "Жертвам 9 января 1905 года". Знание истории революционной борьбы народа, умение воплотить обобщенные образы участников грандиозных событий проявил М.Г.Манизер в памятнике В.И.Чапаеву для города Куйбышева. Во всесоюзный конкурс 1929 года на сооружение памятника Т.Г.Шевченко в Харькове включился уже зрелый мастер, убежденный сторонник реалистического искусства, раскрывающий великие общечеловеческие идеи в индивидуальных, подсказанных действительностью образах.

Работая над проектом, М.Г.Манизер совершил путешествие по шевченковским местам, сделал большое количество пейзажных и жанровых этюдов. Он тщательно изучил переписку и портреты Т.Г.Шевченко. Особенно ценными для скульптора были автопортреты поэта, его немногочисленные фотографии и посмертная маска. М.Г.Манизер неоднократно перечитывал "Кобзарь", мемуарную литературу. "Каждый день приносил что-то новое, интересное и очень нужное, - рассказывал скульптор,- а Тарас становился все ближе и роднее. Иногда мне уже так живо представлялся облик Шевченко - его рост, походка, выражение глаз, лица, что, казалось, встреть я его на улице - нисколько не удивлюсь!"

Не сразу пришел скульптор к образу Шевченко-борца. Первый проект памятника (1929 год) он выполнил в несколько конструктивистской манере. Огромных размеров голова Шевченко была установлена на цилиндрическом постаменте с барельефом коленопреклоненного гайдамака-повстанца, гневно потрясающего цепями. На лице поэта лежало выражение глубокой задумчивости. В другом проекте (1931 год) М.Г.Манизер разместил статую поэта на пьедестале с низким барельефом, на котором были изображены персонажи из произведений Кобзаря. Третий вариант проекта (1933 год), наконец, принес скульптору удовлетворение и долгожданную победу в конкурсе.

Автор проектов ряда общественных зданий в Белоруссии И.Г.Лангбард мастерски решил архитектурную часть памятника, подчинив форму пьедестала идейному и художественному замыслу скульптора.

Фигуры монумента отливали лучшие литейщики Ленинграда. Сроки и качество выполнения ответственного заказа контролировал лично секретарь ЦК ВКП(б), первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М.Киров. Он говорил, что создание памятника великому украинскому поэту - дело чести всех трудящихся Ленинграда.

В то время, когда в Ленинграде отливались скульптуры, в Харькове на месте закладки памятника под руководством архитектора И.Г.Лангбарда строители обрабатывали лабрадорит. Над постаментом великому Кобзарю, кроме украинских мастеров, трудились русские народные умельцы-полировщики.

Усилием большого коллектива художников, скульпторов, артистов, строителей памятник Кобзарю был сооружен в течение одного года. "Пойдет в века этот отличный памятник, этот дар народа своему народнейшему, славнейшему поэту", - сказал присутствующий на открытии монумента Всеволод Иванов.

 Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко 

 Дата снимка: 26.12.2010  20:46:07

 Дата снимка: 26.12.2010  20:47:23

 

 Дата снимка: 26.12.2010  20:49:43

 

Дата снимка: 11.06.2010  07:03:19

 

Дата снимка: 15.03.2011    10:55:23

 Мраморная копия    в масштабе  1:25 под колпаком из бронестекла ,  установлена первой из «Семи чудес», 23 августа 2009 г., в день открытия площади Архитекторов. Скульптор Сейфаддин Гурбанов.
 "Маленький"  памятник "от "Большого" отделяет  всего 508 метров.Дата снимка: 04.09.2010  18:35:53

Копия на Wikimapia 

 Фигуры вокруг статуи Т.Г. Шевченко

Женщина с книгой и шахтёр Дата снимка 15.03.2011  10:55:50

 Крестьянин  Дата снимка: 15.03.2011   10:55:43

Крестьянин и шахтёр Дата снимка 15.03.2011   10:55:37

Красноармеец   Дата снимка: 15.03.2011    10:55:32

 

Рабочий с винтовкой 

  Дата снимка: 15.03.2011    10:55:25

 

  Дата снимка: 15.03.2011    10:55:14

 Рабочий с наклонённым знаменем

  Дата снимка: 15.03.2011    10:55:01

   Дата снимка: 15.03.2011    10:54:59

Несущий жерноваДата снимка: 15.03.2011    10:54:54

02Дата снимка: 15.03.2011     10:54:30

 На все  фотографии © Все права защищены
Автор Aleksey Smolin

 Конкурс проводился трижды с 1929 по 1933 гг., в результате победу одержали ленинградцы: скульптор М.Г. Манизер и архитектор И.Г. Лангбард. Удачный тандем архитектора и скульптора позволил создать оригинальное по композиции, удачное по масштабу и хорошо согласованное с планировочным решением парка произведение монументальной скульптуры. Известный скульптор, выпускник Петербургской Академии Художеств, создал десятки памятников, но эта работа, сочетающая в себе черты классики с чисто авангардными приемами объемно-пространственной композиции - наиболее яркая из них. Для скульптора позировали известные украинские актеры: Н. Ужвий, А. Сердюк, И. Марьяненко, А. Бучма. Фигуры отлиты из бронзы, общий их вес - 33 т. После установки памятника в 1935 г. проведена реконструкция сада по проекту проф. Ко-лесникова и арх. Ширшова на основе трехлучевой системы аллей, ориентированных на памятник. Таким образом, памятник стал главным пространствообразующим элементом, связывающим сад им. Шевченко с ул. Сумской, а через сад идут удобные связи с ул, Клочковской и с районом Госпрома.

  Был открыт 24 мая 1935 года. Общая высота памятника — 16,5 метра. Бронзовая статуя поэта высотой 5,5 метра установлена на пилоне из чёрного лабрадорита. Вокруг пилона расположены по спирали 16 фигур. Памятник создали скульптор М. Г. Манизер и архитектор И. Г. Лангбард. На изготовление памятника пошло 30 тонн бронзы и 400 тонн лабрадорита. Для строительства специально была проведена узкоколейка. На стройке памятника работало 200 рабочих. До войны харьковский памятник Шевченко считался самым большим бронзовым памятником, созданным в СССР

 Общая композиция и детали памятника


Памятник представляет собой многоплановую композицию, каждая из частей которой просматривается постепенно, по мере знакомства с монументом. В то же время памятник воспринимается как единое гармоничное целое.
На уступах архитектурной спирали, окружающей одиннадцатиметровый трехгранный пилон с фигурой Шевченко, разместились шестнадцать динамичных статуй, которые символизируют непрерывное нарастание народной борьбы с угнетателями - от непокорных, бунтарских образов из произведений Т.Г.Шевченко до участников первой русской революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции. Заключительная величественно-мажорная группа - рабочий-шахтер, колхозник, и женщина-рабфаковка - славит свободный труд и молодость новой Украины.

Фигура Кобзаря , решенная в три натуры (5,5 метра), доминирует в памятнике. Статуя полна динамики. Решительность, огромное внутреннее напряжение прочитываются и в точно найденном ракурсе слегка наклоненной головы, и в энергичном жесте правой руки - во всей фигуре Шевченко. Ярко выраженный силуэт скульптуры рельефно вырисовывается в пространстве - ее легко можно узнать издали. Строгие, укрупненные складки одежды, лаконизм форм, энергичная обработка поверхности большими обобщенными плоскостями создают могучий образ. К детализации автор прибегает только в моделировке лица, чем добивается портретного сходства, раскрытия внутреннего мира, выявляя твердость и силу духа поэта-борца. Его взгляд суров и гневен. Волевая складка меж бровей бросает глубокую тень на глаза, усиливая эмоциональную насыщенность образа. Морщины - горечь пережитого, передуманного - пересекают крутой лоб мыслителя:

Думы мои, думы мои,
Ой, беда мне с вами!..


Гневный жест правой руки, крепко стиснутой в кулак, подчеркивает силу возмущения пламенного борца, смело призывающего народ:

Цепи разорвите,
Злою вражескою кровью
Волю окропите!


Великий поэт-демократ боролся за освобождение своего народа от социального и национального угнетения, верил в его прекрасное будущее. Это убедительно передано в монументе.

Фигуры, окружающие пьедестал, - вдвое меньше статуи Шевченко. Они воспринимаются в основном с близкого расстояния. В создании скульптур, близких к шевченковским образам, неоценимую помощь М.Г.Манизеру оказали выдающиеся мастера украинской сцены - актеры харьковского театра "Березиль", впоследствии народные артисты СССР Н.М.Ужвий, А.М.Бучма, И.А.Марьяненко, А.И.Сердюк и другие.
"Это были первоклассные художники! - вспоминал позднее М.Г.Манизер.- Всю жизнь я им буду очень благодарен..."

 Фигуры вокруг скульптуры Т.Г. Шевченко

  1. Женщина с книгой
  2. Шахтёр
  3. Крестьянин
  4. Красноармеец
  5. Матрос
  6. Рабочий с винтовкой
  7. Рабочий с наклоненным знаменем
  8. Студент
  9. Солдат-рекрут
  10. Несущий жернова
  11. Женщина крестьянка
  12. Связанный запарожец
  13. Разрывающий оковы
  14. Гайдамак с косой
  15. Умирающий гайдамак
  16. Катерина 

 Марка  "Памятник Т.Г.Шевченко"Название серии Скульптурные памятники.
Название Памятник Т.Г.Шевченко в Харькове
Год выпуска 1961
Дата 1961-03-13
Страна выпуска СССР
Зубцовка рамочная 11 1/2 : рамочная 12
Тираж 3000000 шт.
Номинал 4 коп

Бесплатный хостинг uCoz